Полпред президента РФ в УрФО Владимир Якушев кардинально пересмотрел отношения полпредства с медиа. Во вторник он собрал четыре десятка редакторов и заставил их вспомнить корреспондентское прошлое, попутно объяснив, как им предстоит работать. Михаил Вьюгин, представлявший на встрече URA.RU, был потрясен, и счел нужным поделиться этим потрясением с читателями. Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.
Ожидания от встречи у медиа-тусовки были огромные. Прошлый полпред Николай Цуканов быстро приучил редакторов, что в полпредстве интересно. На встречу с Владимиром Якушевым собирали, анонсируя общение без особого протокола и даже «не для цитирования», что предполагало повышенную откровенность спикера. Был и пример для подражания: неделю назад президент Владимир Путин два часа без записи обсуждал с редакторами федеральных СМИ ситуацию в стране. И вот Якушев — первый среди полпредов — повторяет за начальником. Точно что-то будет. Тем более в таком формате это его первая встреча, и повод хороший — западно-демократический — 100 дней в должности.
Все ожидания рухнули в момент, когда обнаружилось, что собрали четыре десятка руководителей… на пресс-конференцию. Это было огромным ударом по самолюбию: в Екатеринбурге уже привыкли, что редакторов в присутственные места собирают для Разговора. А тут всем очень прозрачно намекнули, что не против превращения ответов — в новости. Хорошо начальникам информагентств — заметку на сайт можно и в Telegram передать. Но каково руководителям газет, телеканалов? Когда последний раз в своей жизни они делали сюжеты с мероприятий?
В общем, удар Владимир Якушев нанес мощный: вы — журналисты, и играйте свою роль до конца.
Первые сорок минут полпред рассказывал, какой округ ему достался. В двенадцати слайдах были описаны все возможные темы: уровень безработицы (рост в четыре раза), смертность (рост), рождаемость (падение), количество введенных квадратных метров (рост), расходы на национальные проекты (148 млрд рублей), обеспеченность региональных бюджетов (падение), даже доля достопримечательностей от общефедерального числа (6,76%) и гостиниц (5,96%).
— Никто не заметил никакой закономерности? — подыграл своим гостям Якушев.
— Мы всегда на 3-4-м месте.
— Правильно, — полпред был доволен внимательностью слушателей. — Каждый округ хоть в чем-то бывает на первом месте, а мы — ни по одному параметру. Нужно стремиться быть первыми. Иначе зачем мы все работаем? Этим и будем заниматься.
— Демографией, — громко шепнула директор ГТРК «Урал» Ирина Щукина. Раньше в полпредстве такие шутки заходили на ура — но времена, видимо, изменились. Реплику Щукиной как будто услышал только я.
Коллеги с Ямала попросили дать оценку Северному широтному ходу, и Владимир Якушев рассказал, что его реализация позволит открыть крупную группу месторождений: более 6 трлн кубометров газа. А также — увеличит скорость движения грузов, которая пока не отвечает запросам экономики. И если сейчас Ямал платит в федеральный бюджет триллион рублей налогов, то будет — полтора. «Не слабый эффект?» — спросил полпред, но вместо ответа получил следующий вопрос.
Коллега из «ФедералПресса» рассказала, что нацпроект «Экология» в отдельных регионах УрФО недофинансирован.
— Откуда у вас такая информация? — недобро спросил Владимир Якушев.
— Корреспонденты с мест сообщают, что не все программы выполнены в полном объеме.
— Коллеги, давайте договоримся, — тон полпреда не предвещал никаких выгодных условий договора.
— Вы приходите на мою площадку, и все вопросы должны быть подготовленными. Вы же хотите, чтобы я был подготовленным, и строго спрашиваете за неподготовленность.
Если вы ставите вопрос, что где-то снижены деньги — то откуда у вас эта информация? Если это от журналистов с мест — давайте конкретно, откуда? Я не люблю эти ситуации, когда: то ли у меня украли, то ли я украл. В нацпроекте «Экология» есть информационная недоработка, и мы информационную повестку насытим, чтобы вам было о чем предметно рассказать. Я вас позову и расскажу, также сделаю слайды, чтобы наши жители предметно понимали: что входит в нацпроект, под что средства выделяются, а под что — нет.
Такого в полпредстве вообще никогда не было. Традиция всех двух десятилетий такова: журналисты — профессиональные дилетанты (а редакторы — тем более), и приходят они за рассуждениями и громкими заявлениями, а не проверкой информации на достоверность. Теперь же оказалось нужно отвечать за свои вопросы.
Как в хорошей драме, после первого пика наступила разрядка. Югорчанин спрашивал о расширении арктической зоны на два муниципалитета в округе (одобрение), тюменский департамент информационной политики — давал ли Якушев советы своему преемнику (работодателю сотрудницы департамента) губернатору Тюменской области Александру Моору («Это не наши методы!»), челябинский коллега — о поддержке малых партий («Административных преференций не должно быть ни у одной из партий»), курганский — о поддержке сельского хозяйства («Помимо сельского хозяйства нужна промышленность»).
Но свердловчанам этого было мало. «Интерфакс» решил сыграть по правилам полпреда и попросил рассказать о том, какие новые инфраструктурные проекты будут реализованы в округе. Владимир Якушев ответил, что сначала надо завершить начатое.
Это уже был слом всех возможных традиций. На Урале принято много фантазировать о будущем, озвучивать максимально масштабные проекты, чтобы жить стало веселее: биться за недостижимое и спорить о путях его достижения у журналистов считается интереснее, чем расти в рейтингах.
А теперь оказалось, что полпред не собирается фантазировать вместе со своими гостями.
Якушев увлеченно рассказывал, как внедрение национальных проектов изменило систему госуправления, которая стала более ответственной. Но, судя по новостям, написанным коллегами с мероприятия, это никого не вдохновило.
Оно и понятно. В екатеринбургской медиа-традиции власть отвечает за хлеб и зрелища. Да, для обеспечения развития вверенных территорий государевым людям приходится много трудиться, но считается, что это их обязанность, и на публике дОлжно озвучивать только новые и с каждый разом все более масштабные проекты. Здесь же получалось, что восхищать должен хлеб. Осознать такое за полтора часа встречи было сложно.
Новую атаку предприняла легенда таких встреч в полпредстве, основательница «Накануне.ру» Татьяна Николаева, которой понравились и слайды, и государственные цели, но заинтересовало мнение полпреда о молодежной политике, потому что последние события натолкнули Татьяну Вадимовну на мысль, что эта политика должна быть важна государству.
Якушев атаку отбил решительно: на 80% ребенок формируется в семье, и если отец с матерью что-то делают не так, то что спрашивать с государства?
Главред Е1 Оксана Маклакова попробовала затянуть полпреда в информационную провокацию. Она напомнила, что в первый локдаун полпредство предлагали отдать под ковидный госпиталь, и хотя пандемия идет на спад, вопросы к дворцу остаются. Его бы открыть для посещения, размышляла вслух Маклакова… и получила отповедь мощнее, чем «ФедералПресс».
Сначала Владимир Якушев предложил прямо сейчас всем желающий пройти с его пресс-секретарем Ольгой Фроловой на экскурсию, а затем сообщил, что полпредство создано для определенных задач: «И в угоду моде я никогда не работал и не буду. И не буду вести страницу в инстаграме, если не будет жесткого указания сами знаете от кого. Мне 52 года, и меня не надо пытаться изменить».
Это был главный вызов встречи. Потому что все предшественники Владимира Якушева так или иначе заигрывали с прессой. Новый же полпред настаивает на своем видении задач и методов журналистов. Поверить в то, что по-старому уже не будет — невозможно. Один коллега убеждал меня, что в словах Якушева про Instagram — наезд на свердловского губернатора Евгения Куйвашева, просто сильно зашифрованный. Вот как глубоко в нас сидит запрос на интересную жизнь.
В пользу правоты собравшихся редакторов — их опыт, в пользу полпреда — его. В Тюмени же два десятилетия действуют такие стандарты работы журналистов, что никого не смущает, когда на встречу в полпредство от региона приезжает представитель госструктуры, а не журналист.
Удастся ли двум разным мировозрениям договориться, станет понятно очень скоро. Владимир Якушев сообщил, что в сентябре у жителей УрФО 103 голосования. Рай — для журналистов, кошмар — для власти.
Автор: Михаил Вьюгин