Простой судов в Суэцком канале может положительно сказаться на российской экономике. Это объясняется тем, что некоторые конкуренты-перевозчики нефти теперь не могут выбраться из канала, рассказал URA.RU ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.
24 марта поперек Суэцкого канала сел на мель контейнеровоз Ever Given. Судно блокировало проезд по каналу. Сейчас его удалось немного сдвинуть с места.
«Россия почти не пользовалась Суэцким каналом для перевозки нефти и даже СПГ (сжиженный природный газ) там шло довольно мало. С Ближнего Востока из-за перекрытия Суэцкого канала в Европу не поступает арабская и ближневосточная нефть и европейцам надо ее чем-то заменять. Поэтому сейчас очень большой дополнительный спрос на российскую нефть Urals. И нефть в принципе возрастает в цене, как мы видим. Если бы не было истории с Суэцким каналом, я думаю, сейчас стоимость нефти была бы в коридоре от 55 до 60 (долларов за баррель). Мы в этом плане заработали, чем выше цены, тем больше доходы бюджета», — рассказал Юшков.
Эксперт отметил, что схожая ситуация образовалась с СПГ. По Суэцкому каналу в Европу везли газ из Катара. Однако теперь европейцам пришлось закупать ресурсы у Газпрома через трубопроводы. Цена на газ благодаря инциденту тоже немного выросла, уточнил Юшков.
Независимый аналитик по вопросам экономики Дмитрий Адамидов также уверен, что России простой в Суэцком канале ничем не угрожает. При этом ранее Financial Times сулили России заработок на наращивании объема железнодорожных перевозок из Китая благодаря перекрытию водного канала. Однако этого тоже не случится, так как стране не сможет покрыть достаточный объем перевозок.
«Будет простой, нефтяной транзит будет чуть подороже. Танкер стоит 20 тысяч долларов в день. Если в договоре на перевозку это висело на страховщике, то это заплатит страховщик. Морской путь между Китаем и Европой — где-то семь миллиардов тонн в год до пандемии был. Через Россию транссибом можно провезти максимум 2% от этого. Простой в Суэцком канале конечно определенный плюс для России в моменте. Но это не навсегда, эффект окажется краткосрочный и достаточно локальный», — объяснил Адамидов.
Автор: Тамара Подкорытова